Детское экспериментирование – это один
из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого
исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и
освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка
– ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного
почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и
рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее,
цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет
знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать
очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным
существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Исследовательская
деятельность детей может стать одними из условий развития детской
любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском
саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется
исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные
ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. В группах
созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех
центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага
разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.),
неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Несложные опыты и эксперименты можно
организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание,
немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать
местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может
узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме,
когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить
соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых
ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку,
соль, сахар).
Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть
дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не
оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо
обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным
для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой
деятельности. Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска.
Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет
действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается
ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не
получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок
ребёнок найдёт верное решение.
С детьми можно и нужно экспериментировать
на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для
изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки
часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет
цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают
(туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их
можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки
интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие
камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость,
искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком
из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.
Косточки от фруктов и крупа, положенные
в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в
разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного
материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины
(флористика) .
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши
для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления
поделок.
Чем больше вы с малышом будите
экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет
активно проявлять познавательный интерес.
Экспериментирование – это, наряду с
игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести
детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться
определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы
на возникающие вопросы.
Помните!
При проведении эксперимента главное –
безопасность вас и вашего ребёнка.
«Спрятанная
картина»
Желтым мелком нарисовать птичку на белой
бумаге, накрыть картинку красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла?
Почему? Красный цвет – не чистый, он
содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто
имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им
спрятаться от хищников.
«Мыльные
пузыри»
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и
размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные
пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды
соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному
раствору растягиваться в тонкий слой.
«Какую
форму принимает вода?»
Вода не имеет формы и принимает форму
того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы
и разного размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи
«Чем
пахнет вода?»
Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем
пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с
сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это
видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают.
Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами,
которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в
бульоне.
«Волшебный карандаш»
Проведите следующий опыт. Сквозь наполненный
водой стакан посмотрите на вертикально расположенный за ним карандаш.
Подвиньте карандаш влево, затем вправо. По какому пути, как вы видите,
двигается карандаш?.
«
Водяной подсвечник.»
Возьмите недлинную свечу и стакан воды.
Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то
свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над
поверхностью. Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником.
Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот
догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до
самого конца. И, кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной
пожара. Фитиль будет погашен водой.
«Чудесные
спички.»
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их
посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько
капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться
и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в
том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам.
Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и уже не могут сильно
сгибаться и начинают расправляться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий