Физическое, психическое и интеллектуальное
воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в
семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере
родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что
звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без
специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же
невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за
собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с
большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с
раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой
формируется его собственная. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо
важна роль семьи.
Ваш
ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом,
радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к
этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в
усвоении предметов школьной программы.
Развитию
грамотной речи способствуют словесные игры. Не поучать и обучать, а играть с
ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
К 4-м
годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное
желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и
даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление
культуры речи и общения.
Игра -
это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой
словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется
грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен
чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная,
увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его
малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Игры и игровые задания
для развития речи детей дома:
1.
Четвёртый лишний. Ребёнок должен назвать, что лишнее,
и объяснить почему. Например: ваза- роза- нарцисс-
гвоздика.
2.
Посчитай.
Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три
яблока, четыре яблока, пять
яблок.
3.
Скажи наоборот.
Взрослый называет какое - либо слово, а
ребёнок подбирает слово наоборот.
4.
Подбери слово.
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой - либо звук, сначала - любые
слова, а потом - по лексической теме. Например: Назови фрукт, название которого
начинается созвука(апельсин,абрикос,ананас)
5.
Большой -
маленький. Ребёнку предлагается назвать ласково. Например: ложка- ложечка,
стул- стульчик, лисонька, заинька, коровушка.
6.
Отгадай загадку. Загадки учат детей образно мыслить.
Предлагайте детям отгадывать их чаще. Например: Круглый бок, жёлтый бок, сидит
на грядке колобок. Что это?(Репка). Это овощ, растёт на грядке, круглый,
красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
7.
Назови, какой. Образование прилагательных. Например,
сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т.
д.
8.
Подумай и ответь. Предлагайте детям словесные
логические задачи. Например: Чего в лесу больше: ёлок или
деревьев?
9.
Подбери слово. Например: Птица - перья. Огурец - овощ.
10.
Расскажи стихотворение. Заучивайте с детьми
стихотворения, они развивают память и мышление. Читайте детям сказки, беседуйте
по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Рекомендации
Для
того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать
несколько условий.
- Не старайтесь
ускорить ход естественного речевого развития!
- Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры,
упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с
ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова
произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные
слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
- Не подделывайте под детскую свою речь,
не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это
тормозит развитие ребенка.
- Своевременно
устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки,
встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не
смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как
надо произнести слово.
- Если ребёнок торопится высказать свои мысли или
говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша. - Не
оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий