Консультация для родителей «Психологические
особенности ребенка старшего дошкольного возраста».
Возраст пяти лет
– последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются
принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов:
внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять
своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной
сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым
возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты,
прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех
черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст,
когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В этом возрасте ваш ребенок:
• Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает
много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение
задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и
адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
• Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание,
поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное
внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на
привлечение внимания «плохими» поступками.
• С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими
потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность
выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
• Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение
правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых
игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим
поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте
ребенку еще нужен
внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала
друг друга, а потом — каждый самого себя.
• Стремится
к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще
трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
• Очень
хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые
дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно
существенной.
• Может
начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много
«неудобных» для родителей вопросов.
• Начинает
задавать вопросы, связанные со смертью.* Могут усиливаться страхи, особенно
ночные и проявляющиеся в период засыпания.
Вам, как
родителям ребенка 5-6 лет важно:
• С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его
магического мышления.
• Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру
воображения.
• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению,
позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не
эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого
разнообразного творчества.
• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу
там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его
людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в
состоянии отстоять и выдержать.
• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая
своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая
сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.
• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей,
вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить
перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться
самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно
разбирая причины неудачи.
• Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее
будет откликаться на просьбу о помощи, чем на обязанность. Осознавать,
что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую»
позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы
развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
• По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но
очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на
те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь
объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его
возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.
На вопросы о
смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и
религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме
порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем
реальность.
• Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со
страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать
ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать
его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно
пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться
самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за
помощью к психологам.
Литература.
1. Валитова, И.Е. Психология
развития ребенка дошкольного возраста: учебное пособие / И.Е Валитова .- Мн.:
Университетское, 1997.- 160с.
2. Детская психология: учебное
пособие / Я.Л. Коломинский [и др.].- Мн.: Университетское, 1988.- 399с.
3. Коломинский, Я.Л. Психология
детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.- Мн.: Университетское,
1999.- 316с.
4. Эльконин,
Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б.
Эльконин. – М.: Институт практической психологии, – 1996. – 304 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий