Консультация для родителей «Детские капризы. Как помочь ребенку?»
Капризный ребенок – родительских рук дело. Это мы
позволяем деткам себя так вести, не слушаться и добиваться своего «горлом» и
слезами. От того, как именно мы построим взаимоотношения с нашими отпрысками,
зависит напрямую и наше будущее, - то, как они будут относиться к нам, когда
немного подрастут, будут ли уважать и признавать наше мнение.
Детские истерики и капризы находятся в зависимости от темперамента малыша, от
его эмоционального и физического состояния. Собственно в зависимости от этого
ваша кроха и капризничает по-разному: дует губы или рыдает навзрыд, хнычет или
визжит в гневе, кусается, кричит, швыряет все, что только под руку попадет.
Очень капризный ребенок доставляет массу хлопот своим родителям, лишает покоя,
заставляет краснеть в общественном месте или самим срываться на крик и угрозы.
Почему вы не в состоянии предотвратить детские истерики, как бороться с ними,
как вообще так случилось, что у вас капризный ребенок, что делать, когда малыш
капризничает и ведет себя неподобающим образом? Вот с этими вопросами и
предлагаю разобраться с помощью специалистов детской психологии.
Капризный ребенок, что делать?
Первое правило, которое необходимо
помнить родителям: следует постараться четко определить причину детского гнева
или истерики. Если ребенок увидел вдруг игрушку в витрине и начал визжать,
требуя, чтобы ее срочно ему купили, — это, само собой, каприз необоснованный.
Если малыш решил вдруг попробовать самостоятельно завязать на ботинках шнурки,
но мамочке некогда, она торопится и дает ребенку сделать этого, а он начинает
настаивать с невероятным упорством: «Я сам!», сопровождая требование криками,
слезами и скандалом — здесь вина целиком и полностью лежит на взрослом. Нет
совершенно ничего плохого, чтобы малыш понемногу становился самостоятельным, в
его желании что-то научиться делать самому. Немного терпения — и истерики можно
избежать, да еще и облегчить себе жизнь в будущем.
Второе правило. Когда «сцена» только
начинается, нужно постараться ребенка чем-нибудь отвлечь. Изображайте
удивление, что-нибудь говорите, главное, чтобы ваш ненаглядный крикун
переключился, отвлекся от процесса. Скажите, к примеру: «Ой, смотри, какая
удивительная птичка на балкон к нам прилетела. Вдруг она волшебная? Ну-ка
пойдем с ней познакомимся...». Если капризный ребенок еще вменяем в этот
момент, то он включится в игру с удовольствием и благополучно забудет о
предыдущей проблеме.
Третье правило.
Если отвлечь малыша не удалось, попробуйте оставить его на какое-то время в
покое, не обращать внимания на детские истерики. Заядлый крикун, очень
капризный ребенок обычно любит поскандалить на «публику» и достаточно быстро
затихает, если его никто не видит. Вооружитесь терпением, и старайтесь
соблюдать абсолютное спокойствие. Привыкший к повышенному вниманию, ребенок
будет обезоружен тем фактом, что вы не воспринимаете всерьез его причуды, и его
детские истерики и истошные крики оставляют вас равнодушными. Довольно скоро
очень капризный ребенок поймет, что таким поведением ему больше ничего не
добиться. И не паникуйте, не комплексуйте, если кто-то посторонний видит
истерику малыша и ваше якобы полное равнодушие. Запомните: для вас гораздо
важнее будущие взаимоотношения с вашим малышом, нежели то, что подумают о вас
совершенно посторонние люди.
Если же детские истерики достигают апогея – ребенок краснеет, покрывается
пятнами, начинает захлебываться эмоциями - говорите с ним тихо, спокойно, без
нравоучений и командного тона, смочите и приложите к вискам и ко лбу крикуна
прохладную мокрую тряпочку. Успокойте малыша нежными словами, но не идите на
поводу, особенно, если каприз его необоснованный.
Правило четвертое. Психологи
рекомендуют выбрать правильную тактику поведения и придерживаться ее постоянно,
с самых первых истерик и капризов младенца. Действуя подобным образом, вы хотя
бы немножко сможете «застраховаться» от неприятных сцен в дальнейшем. сколько
лет ребенок проводит дома, в кругу семьи, и именно здесь, в семье, и происходят
его первые конфликты. Если ребенку удается добиться своего при помощи капризов,
он станет все чаще прибегать к данному способу. Таким образом, неправильная,
неадекватная реакция мамы и папы на детские капризы — наиболее частая причина
того, что они повторяются! Ребенка нужно с самого начала приучить к вашей
спокойной, твердой реакции на его вспышки гнева, тогда он значительно реже
будет использовать такой способ для решения своих проблем и удовлетворения
своих желаний, в том числе и в общественном месте. Ни в коем случае старайтесь
не срываться в ответ на детские истерики, как бороться с их появлением? –
Только спокойствием. Не кричите, не шлепайте его, так вы только подольете масла
в огонь, - он не сможет в таком состоянии осознать «причинно-следственную
связь» между своим поведением и болью, которую вы ему причинили. Так вы только
ополчите его против себя, приумножите истерическое состояние сейчас, и в
следующий раз он уже не станет с вами «церемониться» - просить о чем-то, а
сразу учинит скандал. Детские истерики вообще рекомендуется не удовлетворять,
чтобы малыш не требовал. Если все же материнское сердце дрогнет, пообещайте
купить ему вожделенную игрушку в следующий раз, при условии, что он будет
хорошо себя вести. Только не забудьте, потом выполнить свое обещание – это
крайне важно! Главное, чтобы потом, а не сейчас, в разгар ссоры, чтобы он не
сделал неверных выводов.
Старайтесь не становиться причиной детских капризов, если его требование
обоснованное или правильное, - разрешите сделать так как он хочет, не доводя
ситуацию до тупика. Но если вы все-таки умудрились собственноручно создать
конфликт, то постарайтесь выйти из него без больших потерь – не потакайте
требованию, прекратите его истерику, но каким-то другим способом: отвлеките,
уговорите на следующий раз, предложите что-то взамен….
Правило пятое.
Относитесь с вниманием к своему собственному эмоциональному состоянию. Нервозность
родителей довольно быстро передается ребенку, однако это гораздо опасней - в
отличие от нас, взрослых, ребенок не умеет сдерживать эмоции долго, ему
значительно проще устроить «сцену» - выплеснуть скопившееся неудовольствие.
Если малыш уже «завелся», нельзя поддерживать его в этом: если вы будете
хмуриться — он станет дерзким, если повысите голос — он закричит, если начнете
его ругать - он станет невменяем. Поэтому будьте бдительны и контролируйте себя
- не создавайте цепную реакцию.
Спокойным, уверенным тоном сразу сообщите ребенку, что вы недовольны его
поведением. Сойдет даже холодное молчание, если вы боитесь сорваться. Не стоит
пытаться образумить крикуна - его не проймешь логическими доводами. Успокоить
его сейчас может только немедленное удовлетворение его каприза, а этого делать
нельзя, иначе ситуация может повториться уже через час-другой, и так до
бесконечности.
Часто очень капризный ребенок бывает из-за недостатка к нему внимания взрослых.
Случается, что даже родители, тратящие достаточно много времени на ребенка, все
равно сталкиваются с этой проблемой, потому что детки все равно чувствуют, что
родителям бывают в тягость, от этого и становятся более требовательными и
капризными. Когда такой требующий внимания капризный ребенок, что делать? Старайтесь
просто регулярно выкраивать время, которое вы сможете полностью посвятить
малышу, не отвлекаясь на телефонные звонки и посторонние разговоры с другими
членами семьи. Это сделает ребенка более уверенным, так он гораздо скорее
поймет, что взрослым тоже необходимо личное время, что он работают, и мешать им
сейчас нельзя.
Правило шестое. Никогда и ни при
каких условиях не шантажируйте детей! Категорически запрещены в общении с
детьми, фразы типа: «Если ты не замолчишь сейчас же, я тебя любить не буду...»,
«Если станешь меня доводить, тогда я умру». Не делайте подобного никогда!
Единственное, чего вы сможете добиться таким образом - это научить малыша
говорить неправду и прибегать к шантажу, когда что-то понадобится ему. Будете
делать так и ожидайте услышать: «Я уйду из дома, если ты будешь заставлять меня
делать уроки!», «Я прыгну с крыши, если не отпустишь гулять!» и так далее. А
самое страшное, что учитывая особенности детской и подростковой тонкой психики,
ни когда не можешь быть уверен, говорит он в серьез или нет, просто шантажирует
или исполнит свое обещание, если вы с ним не согласитесь. И еще одно. Не
воспитывайте ребенка отрицанием! Очень много родителей, почему-то обожает
частицу «не». «Не делай этого», «не сиди так», «не говори» и так далее. Наилучшей
будет спокойная и позитивная методика воспитания: «Знаешь, можно сделать это
иначе: например, так...», «лучше будет сесть вот так…», «если ты скажешь
по-другому, будет правильнее…».
Правило седьмое. Когда капризный
ребенок перестанет шуметь, когда, буря утихнет, непременно поговорите с малышом
ласково о случившемся. Скажите, что вас очень огорчило его поведение, что вы
расстроились из-за его истерики. Но только не отождествляйте ребенка с его
поступком – не говорите, что он плохой, капризный ребенок, и прочее. Напротив,
уверьте малыша, что вы любите его, не смотря ни на что, и убеждены, что он
больше не будет так поступать, постарается впредь вести себя хорошо. Такой
разговор крайне необходим, чтобы у малыша не возникло стойкое чувство вины, как
это часто бывает после бурных эмоциональных вспышек гнева. Помните, что
маленькие детки не умеют управлять и контролировать, ни свое возмущение, ни
чувство вины. Когда уже все позади, все прошло, утихло, не упрекайте ребенка,
не угрожайте ему наказанием — помните: ребенок в каком-то смысле уже сам себя
наказал.
Литература.
1. Башлакова, Л.Н. Психологические
занятия-тренинги в детском саду / Л.Н. Башлакова. –
Мн.: «Технопринт», 2004. – 208 с.
2. Семёнова, Е.М. Психологическое
здоровье ребёнка и педагога / Е.М. Семёнова, Е.П. Чеснокова. - Мозырь: Белый
ветер, 2010.
3. Лютова, Е.К. Шпаргалка для
родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными
и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.- М.: Сфера, 2010.- 136с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий