Добро пожаловать уважаемые друзья. Нам очень приятно, что вы заглянули к нам на огонёк. Здесь вы найдете много полезной информация для любознательных родителей и педагогов, кто хочет научить детей красиво и правильно говорить

Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов и речи детей с ОПФР посредством пальчиковых игр»

 

Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов и речи детей с ОПФР посредством пальчиковых игр»

 

«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. На протяжении всего дошкольного возраста характерна особая заинтересованность предметным миром, ребенок хочет все потрогать, все взять в руки, поэтому становится актуальным обращение к пальчиковым играм и упражнениям как средству освоения окружающего. «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. - О  свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»

Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активируем и соседние зоны, отвечающие за речь и познавательные процессы. Движение организма, познание и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи, познавательных процессов, эмоций ребенка. Именно поэтому пальчиковые игры должны занять прочное место в работе с детьми, в особенности с детьми с ОПФР, так как отставание в развитии речи осложняет познавательное развитие ребенка, обедняет его эмоциональный интеллект.

Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, познавательных процессов, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее», поэтому развивать общую и мелкую моторику ребенка необходимо с самого раннего возраста.

Существует много методов, но подробно я хочу остановиться на пальчиковых играх. Пальчиковые игры – нетрадиционная форма развития речи. Они помогают использовать ресурсы головного мозга, развивая память, внимание, творческое мышление.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.

Виды пальчиковых игр:

·   пальчиковые игры с предметами;

·   активные игры со стихотворным сопровождением;

·   игры манипуляции;

·   пальчиковые игры на основе сказок;

·   пальчиковые кинезиологические игры;

·   пальчиковые игры с элементами массажа;

·   пальчиковые игры с музыкальным сопровождением;

·   пальцевые узоры.

Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. У самых разных народов такие игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память. Деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Вот одна из этих игр с карандашом.

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного пошуршали.

Карандашик я возьму

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Следующий вид - активные игры со стихотворным сопровождением. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.

Паучок ходил по ветке.

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Стало солнце пригревать,

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в дом постучать: 1,2,3,4-5.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать: 1,2,3,4,5!

Следующий вид пальчиковых игр - игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, так как он в каждом пальчике видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить эти игры.

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папочка,

Этот пальчик-мамочка,

Этот пальчик я -

Вот и вся моя семья!

Следующий вид  -  пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.

Следующий вид -  пальчиковые кинезиологические игры или «гимнастика мозга». Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, что так необходимо при школьном обучении. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

- ухо-нос (по очереди менять руки)

- живот-голова

- ладонь-пальцы

Следующий вид -  пальчиковые игры с элементами массажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения-разминания, растирание,надавливание, пощипывание, так же их можно выполнять с предметами (карандаши, мячи,палочки,трубочки).

Следующий вид -  пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.

«У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. На лбу и ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. На лбу и ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и везде».

Следующий вид -  игры с карточками пальцевых узоров. Представляют собой простейший тренажер, развивающий чувство зрительно-ручной координации (глазомер), необходимый для последующего развития графических навыков. В качестве узоров можно использовать национальный орнамент, графические сюжеты из явлений природы (волны, ветер, тучи, деревья), а так же отдельные художественные каллиграфические буквы. Узоры - линии периодически меняются путем замены листов.

И завершить свое выступление я хотела бы такими словами:

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется.

 Пальчиковая игровая деятельность, связанная с мелкой моторикой, благоприятно влияет на развитие не только речи дошкольников, но и развивает психологические познавательные процессы, обогащает эмоциональный интеллект. Познакомить ребенка с увлекательным миром пальчиковых игр – непосредственная задача заинтересованных взрослых – педагогов, родителей, специалистов дошкольного образования.

 

Литература.

1.                Власова, Ж. А. Обобщение педагогического опыта «Развитие пальцевой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста» (в сокращении) / Власова Ж. А.// Логопед в детском саду. — 2009. — № 6. — С. 12-34.

2.                Сидоренко, Л. «Мои пальчики расскажут». [развитие мелкой моторики] / Л. Сидоренко// Дошкольное воспитание. — 2008. — № 7. — С. 67-70.

3.                Дьяконова, Т. Потешки для пальчиков / Т. Дьяконова// Обруч. — 2009. — № 5. — С. 22-25.

4.                Завгородняя, О. И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушениями речи / О. И. Завгородняя// Дошкольная педагогика. — 2012. — № 9. — С. 56-58.

5.                Медова Н. А. Пальчиковый театр как средство ознакомления с окружающим миром / Медова Н. А.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 3. — С.22 — 29.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий