Добро пожаловать уважаемые друзья. Нам очень приятно, что вы заглянули к нам на огонёк. Здесь вы найдете много полезной информация для любознательных родителей и педагогов, кто хочет научить детей красиво и правильно говорить

Правильное дыхание


Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.

    Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.

    Цель дыхательных упражнений - научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.

    Правила дыхательной гимнастики.

    При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определенные правила: при вдохе плечи не должны подниматься; вдох делают через нос; щеки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками; выдох должен быть плавным и длительным.

Последовательность работы над постановкой речевого дыхания

Первый этап:

Цель: Улучшить функции внешнего дыхания.

Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.

Примерные упражнения

1. Вдох и выдох через нос.

2. Вдох и выдох через рот.

3. Вдох через нос, выдох через рот.

4. Вдох через рот, выдох через нос.

5. Подышать одной ноздрей, потом другой.

Второй этап:

Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох.

Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.

Примерные упражнения, требующие оборудования

1. Тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, подуть на ладони, движение рукой по спирали, горке, дорожке.

2. «Перышко» - Перышко или пушинку подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть.

3. «Ветерок» - подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку.

4. Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.

5. Дуть на лежащие, на столе палочки; карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины; шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые, стараясь сдвинуть их с места.

6. Дуть на различные предметы, плавающие в миске с водой.

7. «Буря в стакане». Бурление воды в стакане с помощью трубочки для коктейлей.

8. Надувать бумажные и целлофановые мешки, воздушные шарики.

9. Раскрутить дыханием скрученные полоски бумаги.

10. Ветряные игрушки – вертушки.

11. Мыльные пузыри.

12. Дуть в горлышко бутылок разной плотности.

13. Духовые музыкальные инструменты.

Примерные упражнения, не требующие оборудования

1. «Пошумим» - громко вдыхать и выдыхать.

2. «Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом.

3. «Собачке жарко» - Часто подышать носом с высунутым языком.

4. «Воздушный шарик» - резкий выдох – живот вытянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.


Третий этап:

Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.

Сначала гласные, потом согласные.

Примерные упражнения

Длительное протяжное произнесение гласных звуков.

«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».

Хорошо развитое речевое дыхание, с помощью упражнений поможет развить произношение звуков и слогов, которые в дальнейшем превратятся в четкие и понятные слова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий