Добро пожаловать уважаемые друзья. Нам очень приятно, что вы заглянули к нам на огонёк. Здесь вы найдете много полезной информация для любознательных родителей и педагогов, кто хочет научить детей красиво и правильно говорить

Консультация "Предотвращение сексуального насилия"

 Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире. И особенно это касается сексуального насилия, относящего­ся к наиболее тяжелым психологическим травмам. Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго.


Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних - сложная социально-правовая проблема. Ее решение невозможно без объ­единения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей. Государственная власть, общественные организации, раз­личные специалисты (юристы, криминологи, виктимологи, педагоги- психологи, педагоги социальные, учителя учреждений общего среднего образования и т. д.) достигают определенных результатов в этой сфере. Итогом становится относительная стабильность в динамике насильствен­ных сексуальных преступлений и даже некоторая тенденция к снижению их количества в последнее время, что объясняется ростом уровня профес­сионализма специалистов, совершенствованием национального законода­тельства, применением новых технологий общения с детьми и расследо- ’ вания совершенных преступлений.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно-нравственного наси­лия над детьми с сексуальным подтекстом.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.

К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:

· изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК);

· насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

· половое сношение и иные действия сексуального характера с ли­цом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);

· развратные действия (ст. 169 УК);

· понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);

· использование занятия проституцией или создание условий для за­нятия проституцией (ст. 171 УК) и др.

Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь. Государство обеспечивает неприкос­новенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуаль­ных домогательств, в том числе со стороны родителей.

При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовле­чение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексу­ально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, коитус и т. п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия такой контакт все равно признается принудительным и незаконным, поскольку счи­тается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информиро­ванное согласие на участие в сексуальном взаимодействии.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

· не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

· может не осознавать значение сексуальных действий в силу функ­циональной незрелости;

· не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.

Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального наси­лия в отношении детей.

К контактному насилию специалистами относятся следующие дей­ствия:

· половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;

· мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;

· введение различных предметов во влагалище или анус;

· мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.

К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:

· демонстрация эротических и порнофафических материалов;

· совершение полового акта в присутствии ребенка;

· демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);

· подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.

На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями опре­деляются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нор­мальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувство­вать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».

Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представ­ляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.

Миф I. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.

Это неверно. Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст - 9 лет.

Миф 2. Сексуальное насилие совершается только над девочками.

Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но маль­чики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случа­ется вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совраще­ния малолетних.

Миф 3. Сексуальное насилие случается только один раз.

Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в кото­ром эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Миф 4. Дети соблазняют взрослых.

Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осозна­ет, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

Миф 5. Только половой акт наносит ущерб ребенку.

Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрос­лые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальней­шем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, ис­пытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.

Миф 6. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.

Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.

Миф 7. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.

Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совер­шается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (ро­дители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знако­мые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репе­титоры, няни, различные помощники по дому) [8].

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где

· патриархально-авторитарный уклад;

· плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

· конфликтные отношения между родителями;

· мать ребенка чрезмерно занята на работе;

· ребенок долгое время жил без родного отца;

· вместо родного отца отчим или сожитель матери;

· мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

· родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами,

токсикоманами;

· родители (или один из них) имеют психические заболевания;

· мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п. [9].

Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только

в неблагополучных семьях.

К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступле­ния, могут также относиться:

· лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;

· подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алко­голь и наркотики;

· лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;

· лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;

• лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;

· лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;

· лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;

· лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.

ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внима­ние на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут сви­детельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.

Физические признаки

Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким об­разом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:

· оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо пере­едание (булимия);

· анальные симптомы: разрывы и выпадения прямой кишки, покрас­нение ануса, варикозные изменения, запоры;

· вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расшире­ние влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие ин­фекции.

Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

· гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального от­верстия;

· кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия;

· повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части жи­вота, бедер;

· жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота;

· боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе;

· повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

· недержание мочи;

· рвота;

· потеря сознания;

· болезни, передающиеся половым путем;

· ранняя неожиданная беременность.

Признаками сексуального насилия являются:

· порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

· инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспус­кательном канале.

· Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.

Изменения в проявлении сексуальности ребенка:

· не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных от­ношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);

· сексуальные действия, направленные на самих себя (аутосексуаль­ные действия):

· демонстрация интимных частей тела;

· мастурбация;

· необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам:

· чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;

· имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

· соблазняющее поведение отношению к противоположному полу;

· сексуальные действия с другими детьми;

· необычная сексуальная активность по отношению к взрослым:

· трение половыми органами о тело взрослого;

· завлекающее поведение по отношению к взрослым.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

· постоянное возбуждение, истерические симптомы:

· стремление куда-то бежать, спрятаться;

· быстрая потеря самоконтроля;

· нервные срывы, истерики;

· вспышки агрессивности;

· депрессивные симптомы:

· замкнутость, заторможенность, подавленность, изоляция, уход в себя;

· задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие;

· переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;

· проявление агрессивности и враждебности по отношению к дру­гим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее:

· непристойные выражения;

· чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

· терроризирование младших детей и сверстников;

· жестокость по отношению к игрушкам;

· самоагрессия'.

· причинение травм и увечий самому себе;

· курение, употребление алкоголя, наркотиков;

· побеги из дома, прогулы школы;

· проституция;

· попытки совершить суицид или желание это сделать;

· возникшие трудности в общении с ровесниками:

· нежелание принимать участие в подвижных играх со сверстниками;

· отказ от общения с прежними друзьями или отсутствие друзей свое­го возраста;

· отчуждение от братьев и сестер;

· поведенческие изменения:

· возврат к детскому, инфантильному поведению;

· наоборот, слишком «взрослое» поведение;

· изменения в отношении к собственной внешности:

· утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой;

· наоборот, навязчивое мытье (желание «отмыться»);

· крайняя настороженность, подозрительность;

· амбивалентные чувства ребенка к взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться...»);

· рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку...»).

Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:

· виктимность (жертвенность) ребенка:

· неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

· навязчивая зависимость;

· чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным слу­чаям;

· неожиданные, резкие перемены к:

· конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»);

· месту («Я не могу ездить в лифте»);

· любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);

· изменение отношения к школе и учебной деятельности:

· резкое изменение в успеваемости (в лучшую или худшую сторону);

· пропуски отдельных уроков, прогулы школы, отказ и уклонение от обучения;

Изменение отношения к семье:

· принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уборка, уход за младшими детьми и их воспитание);

· отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

· снижение самооценки:

· обесценивание собственной личности, недовольство собой, презре­ние, чувство собственной неполноценности;

· чувство униженности, состояние чрезвычайной уязвимости, ощуще­ние вторжения в «интимную» зону;

· маскировка самооценки с течением времени низкой фантазией все­могущества («Я могу заставить его сделать все!»);

· жажда победы и самоутверждения любой ценой;

· вина, стыд, чувство собственной испорченности:

· чувство собственной неполноценности, убежденность в том, что ты хуже всех;

· восприятие себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного и ни на что не способного;

· в отношении собственных переживаний, когда у ребенка в период домогательства возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства (возникновение так называемого «клейма инцеста»).

Появление невротических и психосоматических симптомов:

· навязчивые страхи, тревога:

· боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком;

· боязнь раздеться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или снять нижнее белье во время ме­дицинского осмотра);

· сопротивление тактильным контактам:

· нежелание, чтобы целовали, обнимали,

· нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;

· боли (головная боль, боли в области живота и сердца);

· нарушения сна (страх перед отходом ко сну, ночные кошмары, бес­сонница);

· боязнь телесных повреждении;

· резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или, наоборот, ожирение;

· тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).

Специалистам, работающим с детьми, необходимо учитывать, что ре­бенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или дру­гих причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают доста­точным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Возможна первичная и вторичная профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних.

Первичная профилактика включает меры, направленные на обеспе­чение условий для нормального и разностороннего развития личности, со­здания безопасной и комфортной микросреды:

· своевременное оказание помощи семьям группы риска;

· профилактика алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних;

· правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.

· На этапе первичной профилактики в школах и других детских учре­ждениях проводятся следующие мероприятия:

· разъяснительные беседы с детьми, направленные на выработку у них стратегий деятельности в ситуациях, угрожающих жизни;

· предупреждение противоправных действий окружающих:

· информирование детей о недопустимости открывать дверь квартиры чужим людям, входить с ними в подъезд и лифт, садиться в автомобиль к незнакомцам, знакомиться на улице, принимать подарки от незнакомых людей;

· проведение тренингов по формированию навыков безопасного пове­дения;

o информирование (размещение на стендах в рекреациях образователь­ных, медицинских и других учреждений информации об адресах и контакт­ных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении);

o мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни подростковых и молодежных группировок, вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершенно­летних в антиобщественную деятельность, проституцию и т. д.;

o создание подростковых клубов и иных объединений для проведения полноценного досуга, развития познавательного интереса и творческих способностей несовершеннолетних.

Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т. д.

Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло- педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных по­пыток и вторичной виктимизации. Последняя часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв из­насилований, в силу чего возможны повторные посягательства на поло­вую неприкосновенность.

На этом этапе большую роль играют:

· юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохра­нительных органах и центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку;

· медико-психолого-педагогическая помощь по телефонам доверия, в детских приютах, центрах помощи семье и детям, территориальных цен­трах социального обслуживания населения, кризисных центрах для жен­щин и детей, детских поликлиниках и больницах и др.

Профилактическая работа должна проводиться в двух взаимосвязан­ных направлениях: работа с детьми и работа с родителями.

Следует помнить, что ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо ска­зать «Нет!», рассказать тому, кто в состоянии помочь. Эти навыки жизненно важны для каждого ребенка, их следует динамично прививать ему для ис­пользования их в любой ситуации, угрожающей его безопасности.



Источник:https://zaspa.schools.by/pages/metodicheskie-rekomendatsii-po-profilaktike-prestuplenij-v-sfere-polovoj-neprikosnovennosti-nesovershennoletnih

Комментариев нет:

Отправить комментарий