Добро пожаловать уважаемые друзья. Нам очень приятно, что вы заглянули к нам на огонёк. Здесь вы найдете много полезной информация для любознательных родителей и педагогов, кто хочет научить детей красиво и правильно говорить

четверг, 18 апреля 2024 г.

Роль лепки из пластилина в развитии мелкой моторики дошкольников



Роль лепки из пластилина в развитии мелкой моторики  дошкольников

    Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности малыша.
    Польза пластилина, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате.
    !Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. 

И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. Ведь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем.
    Занятия лепкой позволяют уточнять уже усвоенные детьми знания, расширять их, закреплять знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
    Когда у детей уже сформированы основные навыки лепки, появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало личности. Очень важно чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.
    !Не нужно забывать о том, что детям необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Внимание со стороны взрослых является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.
    В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
    Исследователи Института физиологии детей установили, что развитие тонких движений пальцев рук, положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову - Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.
    Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. С. П. Дуванова и Е. Ю. Тебелева указывают, что если уделять должное внимание упражнением и играм, в том числе и лепке на развитие мелкой моторике, то можно решить сразу две задачи:
1. Косвенно влиять на интеллектуальное развитие ребенка.
2. Готовить овладением навыков письма. В различной литературе (Е. А. Янушко, Е. А. Солнцева, Т. В. Белова, О. Жукова, Т. А. Ткаченко) имеется описание приемов совершенствования мелкой моторике пальцев рук по средствам различных игр, лепки, упражнений.
    Игры посредствам лепки особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способны нормализации тонуса и активизации мелкой моторики.
Основные способы лепки:
1. Конструктивный - по частям (все части объекта лепятся отдельно)
2. Пластический - лепка объекта из целого куска, все мелкие детали вытягиваются из основы.
3. Комбинированный - соединяются из лепки из целого куска и лепки по частям.

Приемы лепки при делении целого на части:
1. Разрезание и надрезание стекой.
2. Откручивание.
3. Отщипывание.

Приемы лепки при создании и изменении формы:
1. Раскатывание – на руках, на доске. При использовании теста раскатывание на доске.
2. Сплющивание, вытягивание, сгибание, прищипывание, вдавливание, удаление лишнего материала (выборка, наращивание формы.

Приемы соединения частей:
    Прижать, примазать, загладить, соединение через дополнительный материал: - штифт (палочка, проволочка, стержень).
    Перечисленные выше способы и приемы лепки широко применяются в работе с пластичными материалами - пластилин, глина, тесто.

Задачи, решаемые на занятии по лепке довольно обширны:
    Это знакомство с разнообразием пластических материалов (глина пластилин, соленое тесто) их свойства (пластичность, вязкость, вес, однородность). Возможность воздействия самого малыша на материал.
    Формирования - зрительного и тактильного обследования, восприятие особенности структуры пластичного материала. Соизмерять нажим ладоней на материал при создании определенной формы. Создавать простейшие формы (шар цилиндр) видоизменять, преобразовывая в различные формы.
    Шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо получая готовую форму предмета (мячик, яблоко, конфеты, бублики, баранки) Формирование различных деталей для создания образов из 2х, 3х деталей, сохраняя пропорции, и размещение частей в правильной последовательности (грибок, неваляшка, птичка).
    Синхронизировать работу обеих рук, формировать зрительный контроль над движением своих рук.
    Рисовать можно не только карандашами или красками, но и пластилином используя в своей работе мазки тем же пластилином.
    А предмет слепленный глиной - чашка, тестом - бублик можно раскрасить красками или карандашами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий